+7 (833) 613-13-01

Звонить с 10:00 до 17:00

Анализ качества питания детей школьного возраста

14 Декабрь 2021

На сегодняшний день огромное значение отводится вопросам сохранения и преумножения здоровья подрастающего поколения как будущего потенциала страны. Показатели развития нынешних школьников будут определять здоровье нации в будущем. Правильное и полноценное формирование организма ребёнка зависит от множества внешних факторов, среди которых наиболее важная миссия принадлежит сбалансированному, качественному, полноценному, приносящему удовлетворение питанию.

Качество питания ребенка является одной из составляющих общего показателя качества жизни (КЖ). В нынешние время КЖ является характеристикой не только экономического благополучия страны, но и физического, психологического, эмоционального и социального функционирования каждого человека.

Общеизвестно, что пища обеспечивает не только физиологические потребности организма, но и способствует формированию ощущения удовольствия и комфорта, определяет пищевые стереотипы. Сбалансированное питание школьника — залог его здоровья, успеваемости, нормального физического и психического развития. Качество питания носит программирующий характер, с одной стороны создавая долговременные изменения в процессах роста и развития детского организма, из другой — закладывая механизмы возникновения соматической патологии в будущем.

 

Исследовательская группа через анкетирование обследовала 180 школьников в возрасте 10-17 лет. Это исследование охватывает основные составляющие показателя качества жизни.

Так, соблюдение режима питания прослеживается только у 40% обследованных школьников. Ежедневно не употребляют тёплую пищу около 30% школьников. Режима питания придерживаются 67% детей. Среди опрошенных детей количество приемов пищи на день колеблется от 1 до 5-6 раз. Однако, у 30 % обследованных частота суточного приема пищи остаётся недостаточной.

Достаточно сбалансированными по питанию являются рационы в коллективах с организованным процессом: 35% школьников обедают в школьной столовой. Около половины опрошенных вместо полноценного обеда покупают булочки, чипсы, сухарики, кондитерские изделия и газированные напитки. И только 15% школьников оказались недовольны качеством своего питания, что свидетельствует о низком уровне знаний касательно правил и принципов рационального питания, как со стороны детей, так и их родителей.

 

После тщательного анализа качества питания, выявлена существенная разница в частоте употребления продуктов из пяти основных групп всемирно признанной «пирамиды питания».

Основу суточного рациона современного школьника по частоте употребления составили злаковые продукты и овощи. Среди овощей доминируют блюда из картофеля. Другие овощи каждый день присутствуют в рационе только 29%. Нельзя не заметить низкий уровень ежедневного употребления молочных, мясных, а также рыбных продуктов. В то же время, высококалорийные кондитерские изделия составляют значительную часть рациона.

 

Выяснилось, что лидером среди предпочитаемых школьниками продуктов оказались фрукты и ягоды, их любят 62% детей. Вторым по частоте идут мясные продукты — 52%, следующими являются блюда из картофеля — 33%, а 18% детей отдавали предпочтения молочным изделиям. Первые блюда (суп) были на одном из последних мест (6%), наряду с макаронными изделиями и пиццей (по 7%). Среди «нелюбимых» продуктов чаще всего встречаются рыбные продукты (21%), сало (18%), каши (18%).

 

Проведя анализ полученных данных выяснился ряд недостатков, которые могут привести к развитию серьезных патологических состояний. Таким образом, имеет место несбалансированность питания за счёт недостаточного потребления мясных, молочных блюд и фруктов.

Выяснилось, что ни один ребенок не смог определить собственный суточный калораж.

 

Исследователями изучались корреляционные связи между показателями качества питания и качеством жизни. Показатель КЖ детей имеет положительные корреляционные связи с большинством основных составляющих показателя качества питания (с аппетитом, частотой приёма пищи, употреблением тёплой пищи, употреблением молочных продуктов, овощей). У детей с низким показателем КЖ чаще всего регистрируются нарушения режима питания, несбалансированность суточного рациона. Сбалансированность питания коррелировала с показателями физического функционирования ребенка, а употребление достаточного количества овощей — с показателями психического функционирования.

 

Вывод:

На сегодняшний день среди современных школьников превалирует несбалансированное, некачественное питание, которое в дальнейшем может привести к нарушениям роста, развития и созревания организма ребёнка. Несбалансированность и недостаточное количество в питании витаминов, микронутриентов, ведет к снижению сопротивляемости организма, отклонений в физическом и умственном развитии ребенка, повышает риск формирования различных патологических состояний. Употребление некачественной пищи, слабоалкогольных напитков может повлиять на генетический потенциал страны в будущем. У большинства опрошенных отсутствуют как необходимые знания по вопросам сбалансированного, рационального питания, так и мотивация к их получению. Все это отражается как на ухудшении показателей качества жизни, так и показателей здоровья школьников в целом.

 

Источник:  https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kachestva-pitaniya-detey-shkolnogo-vozrasta