+7 (833) 613-13-01

Звонить с 10:00 до 17:00

Эффективная программа здоровья и благополучия сотрудников, Часть 2

28 Ноябрь 2020

Пошаговый алгоритм построения программы wellbeing 3.0

 

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Часто при формировании программы здоровья задача ставится нечетко и формулируется примерно так: «это есть у других, и у нас должно быть».

Цели и задачи программы должны быть четко определены и сформулированы. При формировании целей и задач необходимо учитывать стратегию развития компании, задачи, стоящие перед HR-службой на ближайшие несколько лет, анализ HR-метрик и показателей, people-analytics.

 

  1. КОМПЛЕКСНЫЙ АУДИТ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Комплексный аудит направлен на выявление рисковых зон и формирование наиболее эффективной и экономически обоснованной программы по их уменьшению и нивелированию возможных отрицательных последствий.

 

В комплексный аудит рекомендуется включать:

  • анализ заболеваемости по МКБ-10 (международный классификатор болезней 10-го пересмотра) за 3 года (обращаемости по ДМС);
  • анализ данных по временной нетрудоспособности, ее продолжительности, должностям и работам с наиболее частыми больничными и их причинами;
  • анализ данных по ПМО (профмедосмотры);
  • анализ социальной оценки условий труда (СОУТ);
  • анализ стандартов компании в области здоровья персонала, питания, эргономики и др.;
  • анализ гигиенических факторов (условий труда и отдыха сотрудников, эргономики рабочего места, питания, социально-бытовых помещений и т.д.);
  • оценка социальной инфраструктуры и реализуемых мероприятий, влияющих на здоровье персонала;
  • валидированный опрос сотрудников по рискам здоровью, стрессу, образу жизни и т.п.;
  • анализ фокус-групп сотрудников (проведение скринингов персонала на распространенность факторов риска);
  • анализ готовности к изменениям поведения персонала в части личного здоровья;
  • анализ мотивов, способных повлиять на формирование модели поведения.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» И ПОСТАНОВКА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В рамках третьего этапа формируется комплексная стратегия, разрабатывается «дорожная карта» по реализации утвержденной стратегии, осуществляется разработка программ в рамках комплексной стратегии, направленных на нивелирование конкретных, выявленных в ходе аудита, рисков (например, связанных с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, стрессом и т.д.).

Разрабатываются мотивационные схемы поощрения сотрудников за участие как в отдельных программах, так и комплексной, долгосрочной программе.

Разрабатываются и устанавливаются ключевые показатели эффективности комплексной программы, а также программ по направлениям. Рекомендуется также привязать показатели к бизнес-целям компании (например, повышение производительности труда без изменения производственного процесса).

 

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
  • Внедрение и реализация коммуникационной кампании (мобильное приложение, сайт/страница программы здоровья и благополучия, печатные материалы (брошюры, плакаты и т.д.), онлайн рассылки, проведение «Дней информирования», запись коротких мотивационных видеороликов с сотрудниками компании).
  • Внедрение стандартов по профилактическому питанию, эргономике и др.
  • Проведение «Дней здоровья» по выявленным факторам риска.
  • Проведение образовательных мероприятий в рамках пропаганды здорового образа жизни.
  • Проведение соревнований (челленджей) с образовательными элементами для формирования устойчивой привычки у сотрудников к ЗОЖ.
  • Обучение «амбасадоров»/«лидеров здоровья».
  • Рекомендуется использовать концепцию «наджинга» (подталкивания к действиям), для повышения эффективности реализуемых мероприятий (как пример успешной реализации данной концепции может служить Google их программой питания)
  • Формирование инфраструктуры, побуждающей к ЗОЖ. (мотивация к ходьбе по ступенькам, проведения совещаний стоя и т.д.).

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА, КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности компонентов комплексной стратегии (оценка уровня вовлеченности, уровня изменения поведения).

Оценка эффективности реализуемых программ (оценка каждой программы по отдельности, а также совокупного эффекта).

Разработка новых программ и мероприятий, направленных на дальнейшее снижение рисков в области здоровья и благополучия персонала, а также вовлечения сотрудников.

 

Предложенный выше подход позволяет построить эффективную комплексную программу, которая не только поможет сотрудникам улучшить их самочувствие и повысить уровень благополучия, но и принесет экономический эффект самой компании.

Не стоит ожидать, что программы, реализуемые в рамках Well-being 1.0 («Дни здоровья» в рамках договоров по ДМС, тренинги по управлению стрессом, чек-апы, отдельные программы и т.д.), принесут эффект помимо кратковременного повышения вовлеченности персонала. Бессмысленно надеяться, что, проведя пару таких «Дней здоровья» и тренингов, можно получить ROI пять рублей с одного вложенного рубля.

Только комплексный подход позволяет достичь долговременного результата и рассчитывать на возврат инвестиций от программ здоровья и благополучия (well-being).

 

Источник: Журнал «Льготы и бенефиты» , выпуск №8, июль 2020 года