+7 (833) 613-13-01

Звонить с 10:00 до 17:00

Концентрация таланта: почему в компании не нужно оставлять середнячков и меланхоликов

28 Июнь 2021

Концентрация таланта: почему в компании не нужно оставлять середнячков и меланхоликов

 

В 2000 году топ-менеджеры компании Netflix, которая тогда занималась рассылкой DVD-дисков по почте, столкнувшись с кризисом, пришли к CEO тогдашнего гиганта рынка проката Blockbuster c предложением. Идея была проста: Blockbuster покупает Netflix, а сотрудники Netflix разрабатывают и поддерживают Blockbuster.com — онлайн-сервис проката.

За свою компанию Ричард Хастингс попросил $50 млн — и получил отказ. «Едва той ночью я улегся в кровать, перед глазами поплыли картины: 60 тыс. сотрудников Blockbuster дружно ржут над сделанным нами нелепым предложением. Зачем бизнес-монстру, бренду номер один на рынке видеопроката, с миллионами клиентов, огромной выручкой, талантливым руководителем, какая-то мелкая, убыточная фирмёшка?» — вспоминает Хастингс.

В 2002 году, через два года после той встречи, Netflix впервые выставил на торги свои акции. В 2010 году руководство Blockbuster объявило о банкротстве. К началу 2019 года от некогда огромной сети остался лишь один пункт видеопроката. Компания не осилила переход от проката дисков к потоковому вещанию. Почему Netflix смог приспособиться к переменам, а Blockbuster не сумел? О том, какие преимущества помогли компании не только выжить, но и стать одним из лидеров нового рынка, Ричард Хастингс рассказывает в своей книге «Никаких правил», которая вышла в ноябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

 

Отрывок из книги

Уроки кризиса

Весной 2001 года разразился кризис: лопнул первый интернет-пузырь; тысячи доткомов разорились и ушли с рынка. Приток инвестиций иссяк, и мы не могли потянуть без необходимого дополнительного финансирования. Показатели ушли в минус. Треть команды пришлось сократить. В офисе царило уныние. Мы принялись изучать личные дела сотрудников.

Откровенно плохих работников у нас не было. Так что мы решили разбить коллектив на две группы: 80 звёзд, которых мы оставим в компании при любом раскладе, и 40 середнячков, с которыми можно будет расстаться. Тех, кто буквально фонтанировал идеями, много и плодотворно работал, хорошо вписывался в команду, мы сразу же отправили в звёздную папку.

Труднее было с пограничными случаями. В коллективе имелись, например, отличные коллеги и друзья, но заурядные работники. А были те, кто работал не покладая рук, но не всегда принимал верные решения и нуждался в постоянном присмотре. Были очень талантливые и усердные люди, но при этом нытики и пессимисты. С большинством из них необходимо было расстаться. Решение всякий раз давалось нам нелегко.

Я боялся, что сотрудники окончательно утратят мотивацию. Я не сомневался: после того как мы уволим их друзей и коллег, оставшиеся решат, что компания ни в грош не ставит своих работников. Конечно же, все разозлятся. Хуже того: оставшимся придётся взять на себя функции уволенных, и атмосфера накалится до предела. Нам уже сейчас не хватает денег. Можем ли мы позволить себе дальнейшее падение боевого духа?

Настал день Х. Как я и ожидал, это было ужасно. Уволенные рыдали, кричали и хлопали дверьми. К полудню «бойня» была окончена, и я стал ждать второй волны — бунта оставленных… Но, несмотря на пролитые слезы и общую грусть, всё было неожиданно тихо. А через несколько дней атмосфера вообще резко улучшилась — я не мог толком понять почему. Мы только что урезали бюджет и уволили треть команды, но офис буквально бурлил азартом, энергией и новыми идеями.

Через несколько месяцев начался праздничный сезон. В то Рождество DVD пользовались большим спросом, и к началу 2002 года наш прокатный бизнес вновь пошёл в гору. Объём работы неожиданно вырос, а народу в компании всё ещё было на 30% меньше. К моему изумлению, те же самые 80 человек решали все задачи с небывалым энтузиазмом. Работать приходилось больше, но настроение было отличное, причём не только у рядовых сотрудников. Я и сам с утра буквально рвался на работу.

Я не сторонник массовых сокращений, и — к счастью! — нам в Netflix никогда больше не приходилось принимать столь радикальных мер. Но в те дни и месяцы после кризиса 2001 года мои представления о мотивации сотрудников и об ответственности руководителя в корне изменились. Для меня это стало откровением. Я впервые осознал, какую роль играет концентрация талантов в жизни компании. Всеми последующими успехами мы в значительной степени обязаны урокам того периода.

 

Концентрация таланта: одарённые сотрудники вдохновляют друг друга

У каждого есть крупица таланта. Когда у нас было 120 сотрудников, среди них встречались и невероятно одарённые люди, и просто способные. Можно сказать, что общее количество таланта, распределённое среди персонала, в компании было довольно большим. После увольнений, когда в штате осталось 80 наиболее способных человек, количество таланта в целом сократилось, но зато повысилась его концентрация.

Вскоре мы обнаружили: компания с высокой концентрацией таланта — это место, где хотят работать все. Звёзды любят, когда их окружают другие звёзды. Наши сотрудники многому учились друг у друга, а команды справлялись с задачами всё быстрее и эффективнее. Это вдохновляло и подстегивало отдельно взятых работников, росли показатели всей компании.

Когда в коллективе собраны лучшие из лучших, качество работы выходит на новый, прямо-таки запредельный уровень. Работать с одарёнными коллегами радостно и увлекательно — и когда вас семь тысяч человек, и когда всего восемьдесят.

Оглядываясь, я понимаю: всего один или два середнячка в команде расхолаживают всех. Если у вас пять отличных сотрудников и два средних, они обязательно:

— отнимут силы у руководителей, и на лучших сотрудников останется меньше времени;

— понизят качество обсуждений и общий интеллектуальный уровень команды;

— вынудят остальных искать обходные пути, чтобы не работать с ними, чем понизят эффективность процесса;

— оттолкнут от вашей компании тех, кому по-настоящему важна самореализация;

— усугубят проблему, продемонстрировав всей команде, что вас устраивает посредственная работа.

 

Для лучших сотрудников главное на работе — не удобный офис, не крутой спортзал и не бесплатные суши в обеденный перерыв. Главное — это радость от того, что тебя окружают талантливые люди, которые помогают вырасти в профессиональном и личном плане. Когда каждый член команды — звезда, общие показатели резко устремляются вверх, потому что сотрудники обучают и мотивируют друг друга.

 

Источник: https://incrussia.ru/understand/netflix-hastings/